В соответствии с требованиями ФГОС в нашей школе ведётся большая работа по
созданию информационной образовательной среды как условия интеграции базового и дополнительного
образования, способствующей раскрытию индивидуальных способностей каждого
ребёнка, проявлению их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений,
формированию субъектной позиции.
Рис. 1 Модель индивидуального
образовательного маршрута
На основе
информационной образовательной среды,
создана модель индивидуального образовательного маршрута по каждому
предмету.
Индивидуальный образовательный маршрут – персональный путь
реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей:
познавательных, творческих, коммуникативных.
Создание индивидуального
образовательного маршрута осуществляется за счёт интеграции базового и
дополнительного образования,
образовательного и воспитательного процесса, учебного и каникулярного
времени
В соответствии с этой моделью
на уроках и внеурочной деятельности по информатике происходит построение
индивидуальных образовательных маршрутов с использованием инновационных
информационных технологий, одной из которых является облачная технология.
Понятие «облачная технология» обрело
свою популярность сравнительно недавно, а самое интересное, использовалось нами
уже достаточно давно. Регистрируя адрес своей первой электронной почты мы, сами
того не подозревая, становились пользователями облачных сервисов. Термин
«облачные сервисы» (англ.- сloud сomputing) применим для любых сервисов,
которые предоставляются через сеть Интернет
Суть работы данных сервисов состоит в том, что вся информация
обрабатывается и хранится на удаленном компьютере сети Интернет.
«Облачные сервисы», можно разделить на три основные категории:
- инфраструктура как сервис
- платформа как сервис
- программное обеспечение как сервис
По сравнению с традиционным подходом, облачные сервисы позволяют
управлять более крупными инфраструктурами, обслуживать различные группы
пользователей в пределах одного облака, а также означают полную зависимость от
провайдера облачных услуг.
Пользователю облачных сервисов нет необходимости заботиться об
инфраструктуре, которая обеспечивает работоспособность предоставляемых ему
сервисов. Все задачи по настройке, устранению неисправностей, расширению
инфраструктуры и прочее берет на себя сервис-провайдер.
Как пример использования облачных технологий в
образовании, можно назвать электронные дневники и журналы, личные
кабинеты для учеников и преподавателей, интерактивная приемная и другое.
Это и тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией.
Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные
учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
Каким образом организовать построение индивидуальных образовательных
маршрутов с применением облачных технологий? Для осуществления данной
деятельности, создан блог учителя «Информатика и математика для всех!» (http://tolstixina.blogspot.ru/ ), школьная образовательная интернет-сеть «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/ ), используются
Google сервисы, learningApps, «Arduino, do it!» учителя информатики О.А. Тузовой
школы №550 г. Санкт-Петербурга, онлайн-классы на сайте eliademy.com., система дистанционного
обучения Забайкалья.
Вернемся к нашей модели (Рис. 1).
К первому модулю относится урок.
Для построения индивидуального маршрута учащегося используются элементы дифференциации и
индивидуализации с применением Google сервисов (Таблица 1). Например, тьюторское сопровождение на основе
системы инструкционных карт создаётся в сервисе Google Docs в виде google документов.
Таблица 1. Применение сервисов Google на различных этапах урока информатики
Этап
урока
|
Используемый
сервис
|
Проверка
домашнего задания
|
Google
Документы, Google
Презентации, Google
Форма (тест)
|
Проверка
знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме
|
Google
Рисунок (схемы, графы)
|
Первичная
проверка понимания
|
Google
Рисунок, Google
Документы
|
Организация
усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений
в ее применении по образцу
|
Google
Рисунок, Google
Документы, Google
Таблицы
|
Творческое
применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения
проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений
|
Google
Презентации, Google
Документы
|
Домашнее
задание к следующему уроку
|
Google
Таблицы, Google
Форма
|
Также индивидуальные задания можно создавать в
сервисе learningApps (Рис.2). Данные платформы обладают интуитивным
интерфейсом и позволяют публиковать созданное в блоге учителя «Информатика и математика для всех!»
с помощью HTML – ссылок.
Рис.
2 Задания по информатике для шестиклассников, выполненные в сервисе learningApps
Продукт, создаваемый учениками в рамках работы на уроке, публикуется в электронном портфолио ученика на сайте «Школяры» (школьной образовательной интернет-сети МОУ СОШ п. Тарбагатай) и в блоге учителя. Контрольные материалы так же подразумевают получение собственного продукта. Такой подход исключает проблему списывания, присвоения чужих результатов деятельности.
Рис.3 Сайт учителя информатики О.А. Тузовой «Arduino, do it!»
В модуль I уровня приходят учащиеся с устоявшимися интересами, мотивированные на
достижение практического результата. Это элективные и дистанционный курсы в оболочке moodle в системе дистанционного
обучения Забайкалья. Например, мною разработан курс «Решение задач с помощью
графов», который активно используется для изучения темы «Графы и деревья». Для
сопровождения индивидуального образовательного маршрута по данному модулю,
используется платформа eliademy.com. Это сервис, где преподаватели могут создавать онлайн -
классы для своих учеников. Платформа доступна совершенно бесплатно любому
человеку, заинтересованному в онлайн - курсах, дистанционном обучении и обмену
учебной информацией. Информатика в школе в большинстве классов преподается один
раз в неделю, бывает, что ребенок пропустил занятие, не успел. С помощью этого
сервиса он может не только догнать пропущенный урок, но и самостоятельно
изучить следующую новую тему. В данном сервисе мною созданы курсы по информатике
и ИКТ во всех классов школы (Рис. 4).
Рис. 4. Онлайн-классы на платформе eliademy.com
Творческую лабораторию «Упорство и вдохновение – основа
успеха» НОУ «Эрудит» я отношу к модулю
индивидуального личностного развития. Здесь дети работают самостоятельно,
проявляя свои склонности и интересы. Это проекты, курсовые работы, исследовательские работы по
информатике. Очень интересным
способом сопровождения индивидуального образовательного маршрута является
работа учащихся в форумных мирах на сайте «Школяры». Это система «миров»,
которая даёт возможность образовательной самореализации любому участнику в любых
образовательных областях, которые задаются модератором.
Основа данной модели – живая
образовательная деятельность педагогов и учащихся творческих
лабораторий школы. Это отражение реализуемых образовательных
проектов. По предмету «информатика» созданы миры математики и информатики (Рис.
5), где ребята создают проекты, вносят свои предложения по той или иной теме и получают
дополнительный балл к четвертной или полугодовой оценке .
Рис.
5 Миры математики и информатики на сайте «Школяры»
Логическим завершением модели
является возврат к уроку, но уже на новом, более высоком уровне, когда учащиеся
проявляют свою субъектную позицию, осваивая содержание предмета в соответствии
с интересами, способностями, профессиональными предпочтениями. Необходим отбор
содержания и использование определённых подходов к организации образовательной
деятельности. Составляется индивидуальная программа, которая осваивается каждым
ребёнком индивидуально. Учащиеся вначале
изучения курса знакомятся с его полным
содержанием, определяют те моменты, с
которыми они знакомы, знакомы частично или незнакомы. В итоге ребята перед изучением раздела
должны:
- Определить личностные цели изучения курса.
- Определить цели для каждого занятия.
- Проанализировать содержание курса и определить темп
работы (выставление индивидуальных ключевых точек).
- Поставить цель отдельного занятия.
- Работать в своем темпе с сохранением результата и
рефлексивным анализом каждого занятия.
На третьей ступени вводится профильное обучение. Используется
программа профильного обучения К.Ю. Полякова.
У данной модели построения индивидуального образовательного маршрута
существует система бально-рейтинговой оценки результатов учебной деятельности.
(Таблица 2). Ученик набирает определенное количество баллов. Баллы переводятся
в оценки. Оценки выставляются за четверть или за полугодие. Нужно учитывать,
что отметка выставляется не просто за
работу на уроке или выполнение домашнего задания, а за огромную работу, которую
ученик проделал за определенный период обучения.
Таблица
2. Бально-рейтинговая система оценивания результатов деятельности.
ФИО ученика
|
Работа на уроке (10 баллов)
|
Работа в блоге (5 баллов)
|
Обучение на дистанционном курсе (10 баллов)
|
Обучение на элективном курсе (10 баллов)
|
Работа в сервисе Eliаdemy.com (10 баллов)
|
Контрольная работа (5 баллов)
|
Защита индивидуального проекта, исследовательской работы (НОУ Эрудит)
(15 баллов)
|
Участие в конкурсах, олимпиадах, общешкольных мероприятиях (20 баллов)
|
Работа в форумных мирах на сайте «Школяры» (15 баллов)
|
||
Путешеств – гость (3 балла)
|
Путешеств-исследователь (5 баллов)
|
Путешеств- эксперт
(7 баллов)
|
|||||||||
1
|
10
|
5
|
10
|
10
|
10
|
5
|
15
|
20
|
7
|
||
70-100 баллов: оценка «5»;
40-70
баллов: оценка «4»;
10-40
баллов: оценка «3».
|
Такая таблица
создается в google документе и публикуется в блоге учителя
«Информатика и математика для всех!», свои результаты могут посмотреть не
только ученики, но и их родители.
Таким образом, использование облачных технологий в
процессе обучения информатике позволяет создать уникальную
информационно-образовательную среду, соответствующую всем
требованиям ФГОС нового поколения, дает такие возможности, как выполнение различных
учебных заданий в формате реального времени с помощью сетевых редакторов,
обеспечение открытости и доступности учебных материалов, выполнения сетевых
групповых проектов. Все это является основой для формирования и развития личностных, учебных и
субъектных возможностей учащихся,
способствует созданию условий для
эмоциональных всплесков, повышению мотивации учащихся, комфортности обучения и
дальнейшей социализации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий